Оценка стоимости бизнеса, на примере оценки интернет-проекта

 

Оценка стоимости бизнеса, на примере оценки интернет-проекта.

Прежде чем приступить к оценке стоимости интернет-проекта необходимо выяснить четыре момента :

1 ) Регистрация доменного имени. Необходимо точно выяснить на кого зарегистрировано, на какой срок, и выяснить возможность переоформления на нового собственника.

2) Есть ли защита доменного имени в виде регистрации в качестве "словесного товарного знака" ?. Если есть, то адрес интернет-проекта будет иметь защиту  и подпадает под защиту Закона Украины “ Об охране прав на знаки для товаров и услуг”

3) Программное обеспечение интернет-проекта. На какой программе написан проект? Не будете ли Вы зависеть от программиста, разработавшего данный проект, и который без оплаты не ответит вам даже на телефонный звонок. Сможете ли Вы управлять сайтом с помощью Ваших специалистов?
В 1996 году  я с коллегами заказал одному вольному программисту разработку базы нормативных документов “Аргумент”, база была подобна Базе “Лига-Закон”. Через полгода разработки, и получения регулярной оплаты программист сказал что он автор, и требует доплату, иначе он не отдаст исходные файлы. В результате мы отказались и от проекта и от программиста. Затем заказали базу программистам на условиях оплаты им процентов от реализации. После 6 -ти месяцев работы мы увидели что зарабатывают только программисты,  а мы после уплаты всех налог и сборов, зарплат несем убытки.
Переговоры тоже ни к чему не привели. Увы творческие люди часто думают что они могут создать продукт, который их будет содержать всю жизнь. Но к сожалению или счастью отрасль очень динамичная и постоянного здесь ничего нет.
Поэтому совет от Автора :

   Если покупаете проект связанный с программированием и авторскими правами, берите на платформе, которой могут управлять и улучшать еще сотни программистов. Например на Битриксе, Joomla и прочих.  

 

4) Авторские права. Вам нужно обязательно урегулировать все вопросы с авторскими правами на дизайн, программы, тексты. Здесь лучше обращаться к юристу.

 

  Итак, оценка.

 Как правило в современной украинской практике применяют 3 основных подхода к оценке доходный, затратный и сравнительный. Рассмотрим их ниже :

 

Сравнительный подход.

Что это за подход. Простым языком ищем и систематизируем информацию из открытых источников ( интернет, СМИ) о покупках-продажах интернет-проектов. Также неплохо обратиться к веб разработчикам или специалистам в интернет отрасли, они как правило очень интересуются подобными сделками.

Понятно что одинаковых бизнесов не существует, поэтому нужно выводить усредненные цифры стоимости, ориентируясь например на сравнение посещаемости интернет-проектов.

Затратный подход.
Если честно мой самый любимый метод. По опыту покупок бизнесов в Украине для наших иностранных клиентов, данный метод позволяет значительно уменьшить стоимость объєкта приобретения.
 

Что это за метод ?

Просто берем и считаем сколько стоит создать подобный бизнес с нуля в разумные сроки.

 

Что надо считать :

1.Регистрация домена,
2.Регистрация знака для товаров и услуг на домен,
3.Расходы на верстку и дизайн сайта,
4.Информационное наполнение сайта,
5.СЕО оптимизацию сайта под поисковые запросы,
6.Рекламу сайта для привлечения новых пользователей.
7.Расходы на поддержку сайта.
8.Стоимость основных средств ( компьютеры, принтеры, прочее)
9. Административные расходы ( аренда, канцтовары, прочее)
10.Зарплаты на период разработки.
11.Налоги, пошлины, прочие расходы.
Итого получим стоимость подобного интернет-проекта. Если Ваша стоимость получается ниже заявленной продавцом, то у Вас очень большой аргумент для ценового торга. Потому что в случае отказа Продавца продать Вам бизнес по вашей цене, он может и не продать бизнес и получить нового серьезного конкурента.
Необходимо заметить, что в интернете эволюция сайтов очень  стремительна, и поэтому новые проекты могут быть морально привлекательнее старых проектов.  

Доходный метод
Этот метод основан на способности интернет проекта генерировать денежные потоки для его будущего владельца.
Если честно непонятный для меня метод. Допустим проект приносит 10 000 дол. в год. Хорошо. Как его оценивать. Ключевой вопрос. За какой период считать доход, за 3 года, за 5-ть лет, за 15 лет ?
В западной практике применяют сроки и 15-ти лет.
Но у нас в Украинской практике я рекомендую применять максимум 3-х летний срок получения доходов.

  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №1
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №2
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №3
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №4
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №5
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №6
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №7
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №8